Не секрет, что у детей, которые живут в детских домах и интернатах развитие протекает иначе, чем у детей, которые воспитываются в семье – нередко происходит задержка эмоционального и социального развития. Именно поэтому отдел опеки и попечительства тщательно рассматривает каждый случай и взвешивает все «за» и «против» перед тем, как изъять ребенка из семьи и направить под опеку государства или замещающей семьи.
Структура семьи и распределение ролей создают в сознании ребенка определенные образы и последовательности, на основе которых формируются в дальнейшем межличностные отношения. Роль родителей крайне многогранна, и каждая грань формирует у ребенка образ мышления, диапазон чувств, стремления, восприятие различных ситуаций и само понимание межличностных отношений. Гармоничное развитие ребенка зависит не только от присутствия в его жизни мамы и папы, но и от согласованности их действий и общего эмоционального климата в семье.
Но особенно важно для ребенка именно то, как родители относятся к нему. Как воспринимают, какое поведение демонстрируют, как относятся к окружающим вещам и обстоятельствам, а главное – к успехам, стремлениям, желаниям и страхам самого ребенка. Если родители действуют несогласованно, не прислушиваются к желаниям и чувствам ребенка, сеют семена неуверенности и создают нездоровую атмосферу, у ребенка появляются тревоги, страхи, а иногда и неврозы, а также формируется искаженное восприятие себя и мира. Порой именно из-за этого адаптация ребенка в замещающей семье происходит тяжело и долго – здоровые отношения и доверительность воспринимаются им как что-то непривычное, неестественное, а потому пугающее и отталкивающее.

Какие факторы больше всего влияют на развитие ребенка
- Наследственность. Психологические и физиологические особенности здоровья родителей и прошлых поколений часто отражаются на здоровье ребенка;
- Климат в семье. Общий уровень жизни, материальное положение, взаимоотношения членов семьи буквально «впитываются» в сознание детей;
- Воспитание. Психологическая атмосфера и отношения между родителями, методы воспитания, коммуникация между членами семьи формируют социальное восприятие ребенка.
Важно понимать, что с самого рождения ребенок развивается за счет множества внутренних ментальных процессов:
- Подражает родителям и другим членам семьи;
- Принимает требования, взгляды и утверждения семьи;
- Сравнивает, познавая себя, формирует идеалы, ценности, социальные навыки на основе в первую очередь своего ближайшего окружения;
- Общается, выражая свое «я», познавая мир, осознавая отличия в личностях людей, формирует сознание, эмоциональный диапазон, собственную реакцию на различные события, учится корректировать свое поведение и суждения;
- Самовоспитывается, совершенствует себя в рамках собственных представлений «хорошо-плохо», «полезно-вредно», «весело-грустно», «обидно-приятно» и т.д. Перечень категорий оценки себя и окружающих со временем существенно расширяется, обогащая характер новыми чертами, как позитивными, так и негативными.
Три основных типа родителей и их влияние на развитие ребенка
- Демократические. Чаще всего в таких семьях вырастают добрые и инициативные дети, так как их любят, понимают, ценят, хвалят за успехи, а за промахи не наказывают, а объясняют, почему так происходит и почему так делать нельзя. Реакция на капризы спокойная – родители не позволяют манипулировать собой и выводить на эмоции. Дети в основном вырастают любознательными, уверенными, спокойными, очень социализированными и с чувством собственного достоинства.
- Либеральные. Чаще всего дети вырастают агрессивными и импульсивными, так как практически не ощущают родительского контроля и не понимают границ дозволенного. В стратегии воспитания нет запретов и ограничений, нет понимания того, когда ребенка нужно остановить и разъяснить ему, что его поведение недопустимо. В итоге негативная гипертрофированная реакция на любые ситуации, которые не устраивают ребенка, попросту выходит из-под контроля.
- Авторитарные. Дети в таких семьях могут вырасти как раздражительными, конфликтными, так и тихими, неуверенными и боязливыми. Родители жестко контролируют поведение ребенка, считают, что он обязан полностью подчиняться их воле, и используют в качестве методов воспитания наказания, угрозы, запугивание, а иногда и физическое насилие. Дети вырастают запуганными, тревожными, могут проявлять агрессию на любые попытки установления контакта, опасаясь того, что другие люди будут относиться к ним так же, как и родители. Дети растут несчастными.
Именно поэтому, когда происходит устройство детей в приемную семью, предпочтение отдается именно семьям с демократическим подходом к воспитанию – он позволяет сгладить углы личности, избавиться от глубинных детских травм и воспитать здорового, полноценного, уверенного и счастливого человека.
Какие приемы в воспитании могут нанести тяжелый вред моральному здоровью ребенка
- Потворствующая гиперопека. Ребенок постоянно в центре внимания, се его потребности, просьбы и капризы удовлетворяются, при этом ребенка стремятся максимально оградить от потенциально плохого влияния и трудностей, не показывая отрицательные стороны жизни. Ребенок вырастает неподготовленным к жизни, он не умеет обеспечивать свои нужды, полностью эмоционально и психологически зависим от взрослых. Нередко во взрослом возрасте такие люди, не получая от других те же блага, что от своих родителей, будут стремиться получить их любым способом или ощущать себя неполноценными и несчастными.
- Доминирующая гиперпротекция. Родители отдают много сил и времени ребенку, практически лишая его самостоятельности, но ребенок может полноценно развиваться только в той деятельности, которая ему интересна и которую он выбирает по собственному желанию, а не «указке» родителей. Ограничение свободы выбора ведет и к ограничению ответственности, из-за чего ребенок перестает активно участвовать в семейных отношениях и не несет более ответственность за то, чтобы обеспечить счастье и комфорт своих близких. Авторитарность взрослых не дает ему стать самостоятельным, формируя эгоцентризм. Исход, правда, может быть и другим – ребенок озлобляется, начинает протестовать против родительского контроля и может даже полностью разорвать отношения с семьей.
- Гипопротекция. В противоположность предыдущим пунктам, этот прием воспитания подразумевает позицию невмешательства в дела ребенка. Он полностью предоставлен себе, родители не интересуются его делами и проблемами, оправдываясь тем, что ребенок должен расти независимым. Но чаще всего на самом деле их волнует не будущее ребенка, а собственный комфорт и экономия моральных сил. Такие дети имеют много свободного времени, но редко тратят его на что-то полезное, и по статистике рано приобщаются к алкоголю и запрещенным веществам, попадают в плохую компанию, нередко жестоко относятся к собственным детям в будущем.
- Жестокость. Жестокость в отношении ребенка наносит ему непоправимую глубокую травму, ведь перед волей родителей он беззащитен – те, кто должен защищать его, делают ему больно, пугают и угрожают. Ребенок растет без доверия к окружающим, он пуглив, агрессивен, так как считает, что любой человек может быть угрозой, и он должен защитить себя. Детям, к которым применялась жестокость, сложно довериться людям и построить здоровые отношения, во взрослой жизни они могут страдать от патологической ревности и жестоко обращаться со своими супругами и детьми, чтобы закрепить за собой доминантный статус и не позволить никому угрожать себе.
- Повышенная моральная ответственность. К ребенку предъявляются высокие требования, при этом мало внимания уделяется его потребностям. Родители много думают о его будущем, забывая о настоящем в погоне за престижем и достижениями, самостоятельностью и ответственностью ребенка. В итоге на плечи еще неокрепшего и чувствительного маленького человека ложится непомерный груз – он словно должен научиться бегать, едва встав на ноги, при этом не получая никакой поддержки и опоры. К сожалению, при таком воспитании дети растут неуверенными в себе, подозрительными и тревожными, с болезненным восприятием любой неудачи и «синдромом отличника», который проносят зачастую через всю жизнь.
- Отвержение. Худшее, что может сделать родитель – отвергнуть своего ребенка, обесценить его чувства, порывы и желания, его страхи и беспокойства. Гармоничное развитие возможно только в контакте с семьей, без него же эмоциональное здоровье ребенка не может быть полноценным. Лишение любви и поддержки приводит к задержкам психического развития, апатии, депрессии, эмоциональной заторможенности, подавленной агрессии, а впоследствии – к тяжелым психическим расстройствам.
Как видите, в коммуникации между ребенком и родителями крайне важно то, что делают последние, как выстраивают общение в семье, как воспринимают ребенка, насколько ценят его личность, чувства и желания, насколько они готовы выстраивать рамки дозволенного и адекватно воспринимать как победы, так и поражения ребенка.
Именно поэтому в нашей работе важно не только найти ребенку и оказать материальную помощь детям, оказавшимся в сложной ситуации, но и помочь им адаптироваться, реализоваться, полноценно развиваться. Вы можете помочь нам в реализации наших проектов и стать спонсором – на главной странице и разделах нашего сайта вы найдете всю необходимую информацию о наших программах помощи детям!