Когда ребенок остается без попечения родителей, это не может пройти без следа. Несмотря на то, что оказывается материальная помощь детям-сиротам, их психологическому состоянию уделяется недостаточно внимания. Поэтому, когда ребенок попадает в семью, нередко могут начаться трудности. Социальное сопровождение замещающих семей предполагает и то, что родители могут обратиться к психологу за помощью, но они должны быть подготовлены и сами. Например, психологи выделяют несколько часто встречающихся типов проблемных детей и дают полезные советы по работе с ними.
Как помочь трудному приемному ребенку?
- «Неудачники». У таких деток всегда повышенный уровень тревоги, они не уверены в себе. Ребенка «неудачника» нужно хвалить не результат, а за то, как он старается его достичь, также важно помочь найти ему сферу, в которой он сможет полностью реализовать себя.
- «Мечтатели». Эти дети уходят от недружелюбного мира в мир фантазий. Это проявляется так, что ребенок может отвлекаться на уроках, не выполнять заданий, не общаться со сверстниками, а погружаться вместо этого в свои мечты. Родителю важно вернуть ребенка в реальный мир: для этого отлично подходит искусство (например, кружок рисования или литературный кружок). Также не забывайте оказывать поддержку и уделять время ребенку.
- «Умники». Очень развитые интеллектуально, но недостаточно – эмоционально и физически. Такой ребенок предпочитает общаться со взрослыми, он не самостоятелен. Родителям стоит включить в жизнь ребенка занятия, которые развивают образную сферу, например, лепку, игру, рисование, а также способствовать его общению со сверстниками.
- «Говоруны». В этом случае речевое развитие будет преобладать над другими процессами. Эти дети имеют плохую успеваемость, им сложно управлять своими действиями, они не слушаются учителей и испытывают трудности в общении с другими детьми. Педагоги и родители должны ограничивать речевой поток ребенка, перенаправлять его на другую деятельности и заниматься с ним на доступном ему уровне.
- «Актеры». Отличаются демонстративным поведением (не обязательно негативным), стремлением привлечь себе внимание, что может привести к истерикам. Стоит игнорировать такое поведение, постараться переключить ребенка, задавая ему вопросы и поручив ему какое-то особое задание.
- «Путаники». Социально дезориентированные дети, которым сложно освоить правила поведения. Они могут ломать вещи, воровать, не понимать запретов, причем ребенок хочет быть хорошим. Чтобы помочь такому мальчику или девочке, нужно сначала свести запреты к минимуму, не ругать за мелкие проступки, наказывать по серьезности совершенного. Со временем список правил поведения будет расширяться, а ребенок – вырабатывать стандартные формы поведения.
- «Негативисты». Привлекают к себе внимание нарушением правил, характеризуются импульсивностью и негативным самоопределением – то есть не могут удовлетворить свою потребность во внимании по-другому. Порядок оказания помощи детям этого типа таков: ребенок получает внимание тогда, когда он совершил что-то хорошее, а не плохое. Нужно свести к минимуму яркие эмоциональные реакции на шалости, но при этом нельзя оставлять такого ребенка вообще без внимания.
В целом, любой родитель может столкнуться с какими-либо проблемами воспитания. Если вы не справляетесь самостоятельно, то вам нужна социальная помощь семье и детям: можно поговорить с психологом в школе или найти независимого специалиста. Главное – не забывать, что все проблемы решаемы, а грамотный подход и любовь творят чудеса.