Развитие и обучение ребенка с нарушением интеллекта

Рассмотрим особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта.

Некоторые дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют интеллектуальное недоразвитие. Устройство таких детей в приемные семьи – это реальный шанс на счастливое детство для них. Но перед новыми родителями возникает важная задача: им необходимо не только постоянно быть в контакте с коррекционными специалистами (причем желательно такими, которые знают об особенностях психологии детей-сирот), но и заниматься развивающей работой самим. Безусловно, должна оказываться социальная помощь детям-сиротам, но без активных занятий в семье прогресс будет не такой, каким мог бы быть.

Как взрослые в семье могут помочь ребенку с интеллектуальным недоразвитием

Как помочь ребенку адаптироваться?

  • Без спешки: нужно накопить опыт

Законы развития детей с особенностями во многом похожи на законы развития обычных детей. Отличие лишь в темпе, который у деток с нарушением интеллекта может быть очень медленным. Если ребенок до того, как попал в семью, воспитывался в интернатном учреждении, то его познавательный опыт был крайне ограниченным. Чтобы ребенок имел представления о базовых явлениях и предметах, нужно помочь ему восполнить этот опыт: знакомить его с разными тактильными ощущениями, звуками, запахами, вместе исследовать, как устроены окружающие предметы, можно побольше читать энциклопедии и другие развивающие книги. Главное – не торопиться, ведь у каждого особенного ребенка свой путь.

  • Привязывать все к личному опыту и чувствам ребенка

Личный опыт помогает ребенку лучше запоминать значения слов и воспринимать новую информацию. Поэтому лучше опираться на описания предметов, которые ребенок уже знает, или сначала познакомить его с этим предметом: если речь идет об абстрактной геометрической фигуре, можно сначала найти и потрогать предмет такой формы. Читаете сказку «Колобок»? Можно попробовать самим сделать колобок из теста!
Развитие органов чувств способствует общему развитию ребенка и убирает телесное напряжение, помогает лучше понимать окружающий мир и чувствовать свое тело. Можно играть с пальчиковым красками, крупами, предметами разного веса, температуры, текстуры.

  • Важные навыки: речь, планирование, ориентация во времени

Обучить ребенка осознанности действий можно, постоянно проговаривая вслух то, что вы делаете вместе. Очень помогает расписание дня в виде предметов или картинок: например, завтрак может обозначаться яблоком. В течение дня расписание просматривается и проговаривается. Также вечером можно проводить «итоги дня», когда ребенок рассказывает о том, что он делал сегодня.

  • Повторение – мать учения

Для ребенка с интеллектуальными нарушениями многократное повторение просто необходимо, нужно не забывать об этом. Также важно применять знания на практике: если вы говорили о фруктах и овощах, то, оказавшись в магазине, не спешите, а потрогайте их, обсудите, чем они отличаются друг от друга, где растут и т.д. Такая информация усвоится гораздо лучше.

Благотворительная помощь детям.

Полезная методика 4 ступеней

Психологическая поддержка детей инвалидов взрослыми людьми в процессе обучения может осуществляться по схеме 4 ступеней. На первом этапе взрослый медленно показывает, как и что нужно делать (действие не должно быть слишком сложным), причем комментируя все вслух. На втором этапе взрослый делает то же самое, но уже вместе с ребенком, его руками. Каждый шаг снова проговаривается. На третьем этапе взрослый подает пример, а ребенок повторяет за ним. На четвертом этапе ребенок должен выполнить действие самостоятельно в присутствии взрослого. В течение всего процесса обучения ребенка нужно подбадривать и хвалить.

Контакт с самим собой: учим ребенка распознавать эмоции

Чтобы ребенку было легче понимать других людей, распознавать их эмоции, сначала нужно разобраться с его собственными задержками в эмоциональной сфере. Взрослый может помочь, озвучивая свои состояния и состояния ребенка: например, «мне кажется, что тебе грустно от того, что дома закончились конфеты», «я расстроен, потому что пошел дождь». Также важно задавать вопросы ребенку о его чувствах, далее можно будет обсуждать чувства и поступки героев книг, мультфильмов. И постепенно у ребенка должны наладиться причинно-следственные связи между происходящими событиями и эмоциями.

  • Коммуникация: жизненно важный навык

У многих детей, которые воспитывались в интернатах, есть проблемы с общением. Поэтому взрослые должны поддерживать ребенка в приобретении коммуникативных навыков. Хорошее решение: игровое моделирование ситуаций. Если вы уже проиграли ситуацию знакомства, похода в гости, разрешения конфликта, то в реальности после такой подготовки ребенку будет легче.

Развитие ребенка в Ваших руках!

Можно сказать, что детям с ментальными особенностями, которые оказались в семьях, повезло, ведь многие мальчики и девочки с инвалидностью находятся в интернатных учреждениях. Именно для тех, кому эта помощь важнее всего, и оказывается материальная помощь в рамках специальной благотворительной программы «SOS-страдание». Если вы хотите поддержать эту программу, вы можете внести благотворительное пожертвование, используя различные механизмы и способы: онлайн-платеж через наш сайт, звонок на республиканскую благотворительную телефонную линию, sms через операторов МТС или life), а также используя ЕРИП.

Способы пожертвований
Онлайн
Через ЕРИП
По телефону
По SMS/USSD
Платеж в банке
Оплати
Donate from abroad
Онлайн
Введите желаемую сумму и выберите способ оплаты Внимание! Возврат денежных средств не осуществляется.

Безопасный сервер WEBPAY устанавливает шифрованное соединение по защищенному протоколу TLS и конфиденциально принимает от клиента данные его платёжной карты (номер карты, имя держателя, дату окончания действия, и контрольный номер банковской карточке CVC/CVC2).
После совершения оплаты с использованием банковской карточки - в нашем случае благотворительного пожертвовани в помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам и детям-инвалидам - просим вас сохранять полученные карт-чеки (подтверждения об оплате) для сверки с выпиской из карт-счёта (с целью подтверждения совершённых операций в случае возникновения спорных ситуаций).

Через ЕРИП

С помощью системы «Расчет» (ЕРИП) поддержать детей-сирот и детей-инвалидов стало еще проще. Как это сделать?

По телефону

Позвонив в поддержку сирот и инвалидов на благотворительную телефонную линию по номеру 8-902-101-26-26, дождитесь слов благодарности за Ваши отзывчивость и добродушие! Стоимость звонка 3 белорусских рубля будет включена в счет оплаты за услуги телефонной связи. Это и станет Вашим благотворительным пожертвованием. Обращаем внимание на тот факт, что звонок могут делать только физические лица со стационарного домашнего телефона.

 

По SMS/USSD

Абоненты МТС или life:) могут воспользоваться коротким номером *222*2#(вызов). При его наборе сумма пожертвования с номера МТС - фиксированная, 2 белорусских рубля. Абоненты life:) могут перечислить в помощь социальным сиротам и детям-инвалидам на выбор 1, 2 или 5 рублей. Обращаем внимание абонентов МТС: если вы подключены к корпоративному тарифу, отправить благотворительный USSD-запрос не получится. Абоненты  life:) могут сделать пожертвование на всех тарифных планах, кроме корпоративных.

Абоненты МТС и life:) могут также отправить SMS на короткий номер 553 с содержанием "519 ФИО сумма". 
Пример SMS: 519 БелокопытовСергейЛеонидович 15.
*Фамилия и инициалы в сообщении набираются без пробела.

Поддержку SMS-сервиса оказывает система мобильных платежей iPay.

Абоненты А1 также могут воспользоваться коротким номером *222*30#(вызов). При отправке такого USSD-запроса можно пожертвовать на выбор - 2, 5 или 10 белорусских рублей. Есть и еще один способ оказать поддержку социальным сиротам или детям-инвалидам: отправить SMS на короткий номер 3030. Сумма пожертвования в таком случае фиксированная - 2 белорусских рубля.
Обращаем внимание абонентов A1: данные услуги доступны только для физических лиц, за исключением абонентов линейки тарифных планов с предоплатой.

 

Платеж в банке

Расчетный счет № BY83 BPSB 3015 1551 2801 0933 0000 в Региональной дирекции №700 ОАО «БПС-Сбербанк», Минск, пр-т Машерова, 80, BIC BPSBBY2XПолучатель: БОО «БлагоДарим». Назначение платежа: На организацию помощи детям-сиротам и детям-инвалидам. УНП 194903242. Подробно смотрите тут.

Оплати

Для того чтобы поддержать детей-сирот и детей-инвалидов, просто отсканируйте QR код через приложение «Оплати».

Donate from abroad

Dear donor,

All international money transfers shall contain the following information about the sender (payer): full name, account number (if unavailable – transaction number), place of residence (stay), identification document information. In case the money sender (payer) is a sole trader, then the tax identification number (if any) shall be indicated. More information

Обратная связь
Стать партнером
Стать волонтером