Рассмотрим особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта.
Некоторые дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют интеллектуальное недоразвитие. Устройство таких детей в приемные семьи – это реальный шанс на счастливое детство для них. Но перед новыми родителями возникает важная задача: им необходимо не только постоянно быть в контакте с коррекционными специалистами (причем желательно такими, которые знают об особенностях психологии детей-сирот), но и заниматься развивающей работой самим. Безусловно, должна оказываться социальная помощь детям-сиротам, но без активных занятий в семье прогресс будет не такой, каким мог бы быть.
Законы развития детей с особенностями во многом похожи на законы развития обычных детей. Отличие лишь в темпе, который у деток с нарушением интеллекта может быть очень медленным. Если ребенок до того, как попал в семью, воспитывался в интернатном учреждении, то его познавательный опыт был крайне ограниченным. Чтобы ребенок имел представления о базовых явлениях и предметах, нужно помочь ему восполнить этот опыт: знакомить его с разными тактильными ощущениями, звуками, запахами, вместе исследовать, как устроены окружающие предметы, можно побольше читать энциклопедии и другие развивающие книги. Главное – не торопиться, ведь у каждого особенного ребенка свой путь.
Личный опыт помогает ребенку лучше запоминать значения слов и воспринимать новую информацию. Поэтому лучше опираться на описания предметов, которые ребенок уже знает, или сначала познакомить его с этим предметом: если речь идет об абстрактной геометрической фигуре, можно сначала найти и потрогать предмет такой формы. Читаете сказку «Колобок»? Можно попробовать самим сделать колобок из теста!
Развитие органов чувств способствует общему развитию ребенка и убирает телесное напряжение, помогает лучше понимать окружающий мир и чувствовать свое тело. Можно играть с пальчиковым красками, крупами, предметами разного веса, температуры, текстуры.
Обучить ребенка осознанности действий можно, постоянно проговаривая вслух то, что вы делаете вместе. Очень помогает расписание дня в виде предметов или картинок: например, завтрак может обозначаться яблоком. В течение дня расписание просматривается и проговаривается. Также вечером можно проводить «итоги дня», когда ребенок рассказывает о том, что он делал сегодня.
Для ребенка с интеллектуальными нарушениями многократное повторение просто необходимо, нужно не забывать об этом. Также важно применять знания на практике: если вы говорили о фруктах и овощах, то, оказавшись в магазине, не спешите, а потрогайте их, обсудите, чем они отличаются друг от друга, где растут и т.д. Такая информация усвоится гораздо лучше.
Психологическая поддержка детей инвалидов взрослыми людьми в процессе обучения может осуществляться по схеме 4 ступеней. На первом этапе взрослый медленно показывает, как и что нужно делать (действие не должно быть слишком сложным), причем комментируя все вслух. На втором этапе взрослый делает то же самое, но уже вместе с ребенком, его руками. Каждый шаг снова проговаривается. На третьем этапе взрослый подает пример, а ребенок повторяет за ним. На четвертом этапе ребенок должен выполнить действие самостоятельно в присутствии взрослого. В течение всего процесса обучения ребенка нужно подбадривать и хвалить.
Чтобы ребенку было легче понимать других людей, распознавать их эмоции, сначала нужно разобраться с его собственными задержками в эмоциональной сфере. Взрослый может помочь, озвучивая свои состояния и состояния ребенка: например, «мне кажется, что тебе грустно от того, что дома закончились конфеты», «я расстроен, потому что пошел дождь». Также важно задавать вопросы ребенку о его чувствах, далее можно будет обсуждать чувства и поступки героев книг, мультфильмов. И постепенно у ребенка должны наладиться причинно-следственные связи между происходящими событиями и эмоциями.
У многих детей, которые воспитывались в интернатах, есть проблемы с общением. Поэтому взрослые должны поддерживать ребенка в приобретении коммуникативных навыков. Хорошее решение: игровое моделирование ситуаций. Если вы уже проиграли ситуацию знакомства, похода в гости, разрешения конфликта, то в реальности после такой подготовки ребенку будет легче.
Можно сказать, что детям с ментальными особенностями, которые оказались в семьях, повезло, ведь многие мальчики и девочки с инвалидностью находятся в интернатных учреждениях. Именно для тех, кому эта помощь важнее всего, и оказывается материальная помощь в рамках специальной благотворительной программы «SOS-страдание». Если вы хотите поддержать эту программу, вы можете внести благотворительное пожертвование, используя различные механизмы и способы: онлайн-платеж через наш сайт, звонок на республиканскую благотворительную телефонную линию, sms через операторов МТС или life), а также используя ЕРИП.