С какими проблемами воспитания и развития детей можно столкнуться в типичном детском доме.
Устройство детей в замещающие семьи – это лучший вариант для ребенка, чем детский дом интернатного типа. И не потому, что в домах-интернатах о мальчиках и девочках плохо заботятся, нет. И материальная помощь оказывается детям, и педагоги с ними работают… Но ребенку важно находиться в семье, утверждают специалисты, так как после детского дома дети попадают во взрослую жизнь неадаптированными. Вот что пишет о психологических проблемах воспитанников детских домов известный психолог Людмила Петрановская.
Если мы, взрослые люди, представим, что нам всегда нужно все делать по режиму, нельзя ни перекусить, ни отдохнуть именно так, как хочется, мы придем в ужас. В детском доме дети находятся в таких стрессовых условиях чуть ли не всю свою жизнь. Режим не учитывает особенности ребенка, он не может съесть что-то вкусное не в столовой, прилечь днем – все только строем и вместе со всеми. Кстати, именно поэтому дети из детских домов, которые никогда не голодали, попадая в семью могут начать постоянно есть: просто потому, что у них появился свободный доступ к еде, к которому они не привыкли.
Вокруг постоянно другие люди. Спальни общие, в душевых часто нет кабинок, никто не стучится, входя в комнату, так как пространство не личное, а общее. Приходится адаптироваться. Но размытые личностные границы позволяют отключать чувства, они делают детей легкой жертвой для манипуляторов и могут являться причиной психических расстройств.
Дети, которые растут в семьях, начинают с определенного возраста получать деньги на карманные расходы. Они сами планируют, на что их потратить, даже если сумма очень небольшая. Также семейные дети наблюдают за тем, как родители распоряжаются деньгами. В детском доме даже подростки не держали в руках денег, они не умеют вести бюджет. Поэтому, когда они оказываются предоставленными сами себе, у них неизбежно возникают материальные проблемы из-за отсутствия планирования.
В семье с возрастом ребенку дается все больше свободы, но вместе с ней приходит и ответственность. Сначала взрослые просто спрашивают мнения ребенка, например, какая игрушка или майка ему нравится. Со временем родители могут выдать какую-то сумму, а ребенок купит ту же футболку уже сам. В детском доме и в 5, и в 15 лет ребенок живет по режиму и практически не принимает решений. Как следствие, он и не умеет нести ответственность за свои поступки. В 18 лет, когда человек должен заботиться о себе сам, эти навыки не появятся из неоткуда. Поэтому сироты часто попадают в неприятные ситуации.
Психологи как-то провели эксперимент: они попросили детей, воспитывающихся в детских домах, нарисовать свое будущее. Удивительно, но многие нарисовали его так: они живут в большом доме, в котором много слуг, выполняющих всю работу. А сами дети не делали ничего. Это удивило специалистов, но потом они поняли, что мальчики и девочки так и живут: все ухаживают за ними, а вот они сами не заботятся о других. И когда реальность не совпадает с представлениями, это может закончится плачевно.
Поэтому приемная семья в Беларуси, детские дома семейного типа или усыновление – это оптимальное решение, позволяющее учитывать особенности развития каждого ребенка.