Проблемы общения со школьными сверстниками

В чем заключаются проблемы общения детей со сверстниками и в семье?

Быть родителем – тяжелая и ответственная работа, и не важно, родной ли вам ребенок, или вы приняли его в замещающую семью. Материальная помощь детям важна, но куда важнее их гармоничное развитие и социализация. Справиться с проблемами общения у маленьких детей довольно легко в любом случае – дети активны и любопытны, они быстро забывают обиды и легко заводят новых друзей при условии, что родитель спокойно и правильно реагирует на переживания ребенка, общается с ним, помогает и поддерживает.

Но когда ребенок становится чуть старше и переходит из песочниц и домашних игр в детский сад или школу, проблемы общения становятся острее, ведь вокруг много чужих людей, с которыми ребенок не всегда знает, как себя вести и начать разговор. Часто родители слышат от ребенка фразы вроде «со мной не хотят дружить», «не хочу гулять, мне там грустно, со мной никто не играет». Казалось бы, пустяковая проблема для взрослого, но она превращается в настоящую трагедию для ребенка – он чувствует себя одиноким, обиженным и беспомощным, начиная обвинять во всем себя и искать в себе изъяны.

А ведь и детский сад, и школа – это уменьшенная и облегченная модель общества, созданная как раз для того, чтобы ребенок социализировался, научился общению, дружбе, построению коммуникаций. И, конечно же, научился принимать отказ, не принимая его на свой счет и не считая себя хуже остальных. И в этом состоит сложная и деликатная задача родителей – научить ребенка общению, сохранив при этом его позитивное отношение к себе и собственной личности.

Что нужно понимать о детской дружбе и ее особенностях

Прежде всего, дети могут вкладывать разные смыслы в простое слово «дружба» - нужно понять, какой именно смысл актуален для вашего ребенка, чтобы определить, какие проблемы могут возникнуть у него среди сверстников. Впервые интерес к дружбе, как к социальному явлению с длительной доверительной эмоциональной связью возникает у ребенка примерно в возрасте 2-3 лет, когда он охотнее делится игрушками с знакомыми детьми, чем с незнакомыми.

В 3-7 лет ребенок чаще дружит с теми, кто готов делиться игрушками и сладостями, не ябедничает, не плачет и не дерется, создавая негативную атмосферу в общении. Уже на 3-5 году жизни слово «друг» прочно входит в лексикон ребенка и обретает для него конкретное значение. Дети ходят друг к другу в гости, у них есть общие интересы, они готовы уступать друг другу в игре, извиняться за проступки, защищать друг друга и делиться. Дружба приходит к простому принципу «хорошее за хорошее, плохое за плохое».

В возрасте 6-10 лет большое значение в дружбе получает верность и сообразительность – друзья, которые не бросают в любой ситуации, становятся самыми близкими. Хорошие контакты налаживаются и с теми, кто готов подсказать и дать списать – нередко с ними устанавливаются взаимовыгодные отношения. Например, один мальчик дает другому списывать домашнее задание, а тот в благодарность угощает его конфетами, защищает от обидчиков или делится какими-либо благами. Это первая в жизни ребенка модель рыночных отношений, и она также важна.

Интересно то, что между мальчиками в этом возрасте все же часто устанавливаются деловые отношения, не требующие вникания в проблемы и чувства друга, а для девочек куда важнее доверительность, умение хранить секреты, делиться эмоциями и понимать их. К сожалению, несмотря на то, что примерно 90% детей в этом возрасте имеют близких друзей, такие отношения недолговечны и со временем проходят, когда меняются приоритеты и формируется более взрослый взгляд на жизнь.

Примерно к 10 годам у детей развивается понятие обязательств друг перед другом, они начинают вникать в чувства окружающих и понимать, что настоящая дружба строится на взаимной помощи и поддержке. Именно поэтому ребенку становится куда тяжелее прерывать социальные связи при смене школы или переезде, он болезненнее переносит ссоры и разлады. В этот период даже один близкий друг может помочь ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.

В раннем подростковом возрасте, примерно в 11-14 лет, настоящим другом становится тот, кто может сохранить сокровенные секреты, помочь отстоять интересы, предложить помощь и поддержку, а также кем интересуются сверстники противоположного пола. В этот период влияние окружения на подростка особенно сильно, он ужасно боится утратить свою репутацию и отдалиться от сверстников. Девочки и мальчики стремятся следовать моде не потому, что она им интересна, а потому, чтобы быть на равных с остальными.

Реальная подростковая дружба неоднозначна и сложна, так как в ней сочетаются взаимная поддержка, общение и доверие, а также конфликтность и соперничество, так как подростки ищут себя, свою индивидуальность, стремятся к удовлетворению своих эмоциональных потребностей. Таким образом несколько друзей-подростков одновременно и близки, и автономны. Дети в этом возрасте крайне нуждаются в общении – они открыты для него, они его отчаянно ищут, и если из-за конфликта общение с друзьями сходит на нет, они готовы общаться с любой случайной компанией, лишь бы не быть одинокими.

К 15-18 годам формируется осознанная потребность в близких друзьях, основанная на эмоциональных потребностях в сочувствии, понимании, поддержке, духовной близости, общности интересов, психологической посильной помощи. Даже если родителям кажется, что подростки говорят часами по телефону ни о чем, на самом деле они эмоционально «разгружаются», дают выход своим страхам и потребностям, поддерживают доверие и близкий контакт.

Проблемы воспитания приемных детей зачастую связаны именно с тем, что они отрываются от привычного окружения и попадают в новое, где у них нет устоявшихся социальных связей – они чувствуют себя одинокими, непонятыми, начинают закрываться и избегать общения, испытывают обиду и разочарование. Именно в это время родителям важно помочь ребенку «снять броню» и открыться для нового общения, понять свои чувства и найти новых близких по духу людей, став при этом их эмоциональным якорем, оплотом спокойствия, чтобы они знали – к родителям всегда можно прийти и доверить любую тайну, не получив осуждения.

Когда родителям пора действовать и решать проблему социализации ребенка

Права ребенка в приемной семье мало чем отличаются или вовсе не отличаются от прав родного ребенка. И он имеет полное право на родительскую поддержку, заботу и проявление внимания к его проблемам. Родителям стоит взять на себя ответственность и помочь ребенку, если он:

  • Жалуется, что у него нет друзей, что сверстники избегают общения с ним;
  • Не хочет идти в школу или детский сад, искренне рад любой возможности остаться дома;
  • Не рассказывает об одноклассниках и друзьях, не говорит о том, что с кем-то познакомился, вообще не упоминает о своих социальных контактах;
  • Отказывается звонить друзьям, никого не приглашает домой, а также ему никто не звонит и не предлагает провести время вместе;
  • Проводит целые дни дома один, занимаясь чем-либо (читает, играет в компьютер, смотрит телевизор).

В таком случае может потребоваться не только участие родителей, но и социальная помощь детям от опытных профессионалов, чтобы помочь решить внутренние конфликты и научиться правильно реагировать на то, как на ребенка реагируют окружающие.

Что же могут сделать родители в такой ситуации?

  • Попытаться понять, почему разладились отношения со сверстниками;
  • Оказать всю посильную эмоциональную поддержку;
  • Показать, что в семье ребенка любят и ценят, не обесценивать его переживания, выслушать и понять его;
  • Больше общаться с ребенком, давать ему пространство для общения – приглашать друзей с детьми, создавать благоприятную среду для игр и общения;
  • Оценить семейные отношения и понять, есть ли в них проблема, которая могла оказать влияние на социальную жизнь ребенка;
  • Устранить разлады в семье и гармонизировать отношения, создав здоровую эмоциональную атмосферу;
  • Здраво оценить личностные характеристики ребенка (застенчивость, замкнутость, высокая эмоциональность) и помочь ему проработать эти внутренние проблемы;
  • Помочь найти простые и действенные способы знакомства с людьми, объяснить принципы построения социальной связи и вместе разобрать возможные ошибки;
  • Помочь понять, что не все в мире зависит от ребенка, и он не ответственен за то, что кто-то может испытывать к нему антипатию. Все люди разные, и невозможно нравиться всем.

Важные моменты в воспитании, которые помогут ребенку быстрее и легче социализироваться

  • Давайте ребенку возможность общаться с друзьями и сверстниками, заинтересовывайте новыми играми и занятиями, ходите в гости к друзьям ребенка, устраивайте детские праздники;
  • Дайте ребенку пространство для самостоятельности, пусть он проявит свои способности и инициативу;
  • Помогайте ребенку мириться с друзьями, узнайте больше о его друзьях и интересах, поддерживайте его инициативу налаживать отношения, научите извиняться и принимать извинения искренне и с достоинством;
  • Качественно проводите время с ребенком, будьте с ним на равных, дайте ему ощущение доверительности и свободы в общении, но сохраняйте установленные раньше рамки допустимого;
  • Учите ребенка спокойно высказывать свое мнение, аргументировать его, не повышать голос, не обижаться, не разобравшись в ситуации;
  • Если даете ребенку что-то вкусное, когда он идет играть на улицу, дайте угощение и для его друзей – это поможет ему улучшить отношения с окружающими и с вами;
  • Не меняйте резко условия жизни ребенка, не подвергайте его сильным стрессам, к которым он в силу возраста еще не готов;
  • Готовьтесь вместе с ним к праздникам и приходу гостей, помогайте раскрывать творческий потенциал;
  • Любите ребенка, заботьтесь о нем, не обманывайте его доверие и не игнорируйте его чувства – доверительные отношения с родителями станут залогом здоровых и открытых отношений с окружающими.
Способы пожертвований
Онлайн
Через ЕРИП
По телефону
По SMS/USSD
Платеж в банке
Оплати
Donate from abroad
Онлайн
Введите желаемую сумму и выберите способ оплаты Внимание! Возврат денежных средств не осуществляется.

Безопасный сервер WEBPAY устанавливает шифрованное соединение по защищенному протоколу TLS и конфиденциально принимает от клиента данные его платёжной карты (номер карты, имя держателя, дату окончания действия, и контрольный номер банковской карточке CVC/CVC2).
После совершения оплаты с использованием банковской карточки - в нашем случае благотворительного пожертвовани в помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам и детям-инвалидам - просим вас сохранять полученные карт-чеки (подтверждения об оплате) для сверки с выпиской из карт-счёта (с целью подтверждения совершённых операций в случае возникновения спорных ситуаций).

Через ЕРИП

С помощью системы «Расчет» (ЕРИП) поддержать детей-сирот и детей-инвалидов стало еще проще. Как это сделать?

По телефону

Позвонив в поддержку сирот и инвалидов на благотворительную телефонную линию по номеру 8-902-101-26-26, дождитесь слов благодарности за Ваши отзывчивость и добродушие! Стоимость звонка 3 белорусских рубля будет включена в счет оплаты за услуги телефонной связи. Это и станет Вашим благотворительным пожертвованием. Обращаем внимание на тот факт, что звонок могут делать только физические лица со стационарного домашнего телефона.

 

По SMS/USSD

Абоненты МТС или life:) могут воспользоваться коротким номером *222*2#(вызов). При его наборе сумма пожертвования с номера МТС - фиксированная, 2 белорусских рубля. Абоненты life:) могут перечислить в помощь социальным сиротам и детям-инвалидам на выбор 1, 2 или 5 рублей. Обращаем внимание абонентов МТС: если вы подключены к корпоративному тарифу, отправить благотворительный USSD-запрос не получится. Абоненты  life:) могут сделать пожертвование на всех тарифных планах, кроме корпоративных.

Абоненты МТС и life:) могут также отправить SMS на короткий номер 553 с содержанием "519 ФИО сумма". 
Пример SMS: 519 БелокопытовСергейЛеонидович 15.
*Фамилия и инициалы в сообщении набираются без пробела.

Поддержку SMS-сервиса оказывает система мобильных платежей iPay.

Абоненты А1 также могут воспользоваться коротким номером *222*30#(вызов). При отправке такого USSD-запроса можно пожертвовать на выбор - 2, 5 или 10 белорусских рублей. Есть и еще один способ оказать поддержку социальным сиротам или детям-инвалидам: отправить SMS на короткий номер 3030. Сумма пожертвования в таком случае фиксированная - 2 белорусских рубля.
Обращаем внимание абонентов A1: данные услуги доступны только для физических лиц, за исключением абонентов линейки тарифных планов с предоплатой.

 

Платеж в банке

Расчетный счет № BY83 BPSB 3015 1551 2801 0933 0000 в Региональной дирекции №700 ОАО «БПС-Сбербанк», Минск, пр-т Машерова, 80, BIC BPSBBY2XПолучатель: БОО «БлагоДарим». Назначение платежа: На организацию помощи детям-сиротам и детям-инвалидам. УНП 194903242. Подробно смотрите тут.

Оплати

Для того чтобы поддержать детей-сирот и детей-инвалидов, просто отсканируйте QR код через приложение «Оплати».

Donate from abroad

Dear donor,

All international money transfers shall contain the following information about the sender (payer): full name, account number (if unavailable – transaction number), place of residence (stay), identification document information. In case the money sender (payer) is a sole trader, then the tax identification number (if any) shall be indicated. More information

Обратная связь
Стать партнером
Стать волонтером