В чем заключаются проблемы общения детей со сверстниками и в семье?
Быть родителем – тяжелая и ответственная работа, и не важно, родной ли вам ребенок, или вы приняли его в замещающую семью. Материальная помощь детям важна, но куда важнее их гармоничное развитие и социализация. Справиться с проблемами общения у маленьких детей довольно легко в любом случае – дети активны и любопытны, они быстро забывают обиды и легко заводят новых друзей при условии, что родитель спокойно и правильно реагирует на переживания ребенка, общается с ним, помогает и поддерживает.
Но когда ребенок становится чуть старше и переходит из песочниц и домашних игр в детский сад или школу, проблемы общения становятся острее, ведь вокруг много чужих людей, с которыми ребенок не всегда знает, как себя вести и начать разговор. Часто родители слышат от ребенка фразы вроде «со мной не хотят дружить», «не хочу гулять, мне там грустно, со мной никто не играет». Казалось бы, пустяковая проблема для взрослого, но она превращается в настоящую трагедию для ребенка – он чувствует себя одиноким, обиженным и беспомощным, начиная обвинять во всем себя и искать в себе изъяны.
А ведь и детский сад, и школа – это уменьшенная и облегченная модель общества, созданная как раз для того, чтобы ребенок социализировался, научился общению, дружбе, построению коммуникаций. И, конечно же, научился принимать отказ, не принимая его на свой счет и не считая себя хуже остальных. И в этом состоит сложная и деликатная задача родителей – научить ребенка общению, сохранив при этом его позитивное отношение к себе и собственной личности.
Прежде всего, дети могут вкладывать разные смыслы в простое слово «дружба» - нужно понять, какой именно смысл актуален для вашего ребенка, чтобы определить, какие проблемы могут возникнуть у него среди сверстников. Впервые интерес к дружбе, как к социальному явлению с длительной доверительной эмоциональной связью возникает у ребенка примерно в возрасте 2-3 лет, когда он охотнее делится игрушками с знакомыми детьми, чем с незнакомыми.
В 3-7 лет ребенок чаще дружит с теми, кто готов делиться игрушками и сладостями, не ябедничает, не плачет и не дерется, создавая негативную атмосферу в общении. Уже на 3-5 году жизни слово «друг» прочно входит в лексикон ребенка и обретает для него конкретное значение. Дети ходят друг к другу в гости, у них есть общие интересы, они готовы уступать друг другу в игре, извиняться за проступки, защищать друг друга и делиться. Дружба приходит к простому принципу «хорошее за хорошее, плохое за плохое».
В возрасте 6-10 лет большое значение в дружбе получает верность и сообразительность – друзья, которые не бросают в любой ситуации, становятся самыми близкими. Хорошие контакты налаживаются и с теми, кто готов подсказать и дать списать – нередко с ними устанавливаются взаимовыгодные отношения. Например, один мальчик дает другому списывать домашнее задание, а тот в благодарность угощает его конфетами, защищает от обидчиков или делится какими-либо благами. Это первая в жизни ребенка модель рыночных отношений, и она также важна.
Интересно то, что между мальчиками в этом возрасте все же часто устанавливаются деловые отношения, не требующие вникания в проблемы и чувства друга, а для девочек куда важнее доверительность, умение хранить секреты, делиться эмоциями и понимать их. К сожалению, несмотря на то, что примерно 90% детей в этом возрасте имеют близких друзей, такие отношения недолговечны и со временем проходят, когда меняются приоритеты и формируется более взрослый взгляд на жизнь.
Примерно к 10 годам у детей развивается понятие обязательств друг перед другом, они начинают вникать в чувства окружающих и понимать, что настоящая дружба строится на взаимной помощи и поддержке. Именно поэтому ребенку становится куда тяжелее прерывать социальные связи при смене школы или переезде, он болезненнее переносит ссоры и разлады. В этот период даже один близкий друг может помочь ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.
В раннем подростковом возрасте, примерно в 11-14 лет, настоящим другом становится тот, кто может сохранить сокровенные секреты, помочь отстоять интересы, предложить помощь и поддержку, а также кем интересуются сверстники противоположного пола. В этот период влияние окружения на подростка особенно сильно, он ужасно боится утратить свою репутацию и отдалиться от сверстников. Девочки и мальчики стремятся следовать моде не потому, что она им интересна, а потому, чтобы быть на равных с остальными.
Реальная подростковая дружба неоднозначна и сложна, так как в ней сочетаются взаимная поддержка, общение и доверие, а также конфликтность и соперничество, так как подростки ищут себя, свою индивидуальность, стремятся к удовлетворению своих эмоциональных потребностей. Таким образом несколько друзей-подростков одновременно и близки, и автономны. Дети в этом возрасте крайне нуждаются в общении – они открыты для него, они его отчаянно ищут, и если из-за конфликта общение с друзьями сходит на нет, они готовы общаться с любой случайной компанией, лишь бы не быть одинокими.
К 15-18 годам формируется осознанная потребность в близких друзьях, основанная на эмоциональных потребностях в сочувствии, понимании, поддержке, духовной близости, общности интересов, психологической посильной помощи. Даже если родителям кажется, что подростки говорят часами по телефону ни о чем, на самом деле они эмоционально «разгружаются», дают выход своим страхам и потребностям, поддерживают доверие и близкий контакт.
Проблемы воспитания приемных детей зачастую связаны именно с тем, что они отрываются от привычного окружения и попадают в новое, где у них нет устоявшихся социальных связей – они чувствуют себя одинокими, непонятыми, начинают закрываться и избегать общения, испытывают обиду и разочарование. Именно в это время родителям важно помочь ребенку «снять броню» и открыться для нового общения, понять свои чувства и найти новых близких по духу людей, став при этом их эмоциональным якорем, оплотом спокойствия, чтобы они знали – к родителям всегда можно прийти и доверить любую тайну, не получив осуждения.
Права ребенка в приемной семье мало чем отличаются или вовсе не отличаются от прав родного ребенка. И он имеет полное право на родительскую поддержку, заботу и проявление внимания к его проблемам. Родителям стоит взять на себя ответственность и помочь ребенку, если он:
В таком случае может потребоваться не только участие родителей, но и социальная помощь детям от опытных профессионалов, чтобы помочь решить внутренние конфликты и научиться правильно реагировать на то, как на ребенка реагируют окружающие.