Многие мальчики и девочки сталкиваются с проблемами в школе, и это для них – сильный стресс. А для приемных деток – и подавно. Им страшно, что их не примет новый коллектив, они не уверены в своих силах. И школа может стать одной из проблем воспитания приемных детей.
Ребенок приходит в школу в состоянии, когда он уже успел почувствовать себя беспомощным. Такие дети подвержены тревожности, и часто им не хватает концентрации. Это может сказаться на успехах малыша. Также ему может не нравиться, что в школе учителя и даже сверстники могут оценивать его только по тому, как он учится. Никого не интересует, что он лучший в чем-то таком, что в школе не преподают. Например, умеет починить велосипед или испечь пирог. А печальнее всего, если по учебе его начинают оценивать и родители.
«Эффект двойного стресса» выражается в том, что неопытные родители могут серьезно ругать ребенка за плохую оценку или замечание в дневнике, и при этом мало поощрять. Этим грешат родители с высокими ожиданиями: например, они сами были отличниками в похожем возрасте. А ребенок может воспринимать эту ситуацию как потерю родительской любви.
Школа – это нелегко. Адаптация приемного ребенка в семье – это тоже сложно, но через это можно пройти. Поговорите с учителями и попытайтесь объяснить им поведение ребенка. Учителю важно понимать, что у школьника может быть не сформировано доверие к взрослому из-за его прошлого печального опыта. Отсюда и непослушание. Также учителю лучше всего дополнительно подойти к ребенку и уточнить задание, объяснить правило лично. Это займет буквально минуту, но школьник не будет чувствовать себя растерянным, не будет плакать или злиться.
Часто неудачи в учебе – это следствие страха этой неудачи. Ребенок боится, что у него не получится справиться с заданием, и так и происходит. Стресс никогда не способствует обучению.
Лучше всего не обещать ребенку конфеты и деньги за хорошие оценки. Пусть его мотивацией будет увидеть радость родителей от их успехов. А чтобы ребенок смог справиться с трудной задачей, вы можете поддерживать его своим присутствием или советом: а как вы сами справляетесь со сложными и неприятными делами? Школьник должен чувствовать, что вы сражаетесь против уроков вместе с ним, а не наоборот.
Если все-таки у ребенка не очень получается осваивать уравнения или правила русского языка, это не значит, что он ни на что не годен. Низкая самооценка может стать причиной дальнейших неудач. Важно, чтобы у школьника была и другая сфера успеха: например, кружок или спортивная секция. Их плюсы в том, что на дополнительных занятиях по интересам ребенок может завести новых друзей. Но хорошо даже если малыш просто помогает вам по дому, ухаживает за домашними животными – он будет знать, что есть что-то, что ему под силу. Верьте в ребенка и будьте ему союзником!
А в белорусских детских домах семейного типа бывает так, что все дети – школьники. Родители-воспитатели как могут помогают воспитанникам поверить в себя и идти к своей мечте. Оказать помощь детям из ДДСТ вы можете на нашем сайте.