Дети обожают рисовать, и изображают все подряд – от собственных фантазий до всего, что он видел и запомнил. И именно через рисунки можно понять, о чем переживает ребенок, чему он научился, что его беспокоит и что дарит ему ощущение счастья. Через рисунки ребенок может о многом рассказать своим родителям, главное – уметь увидеть и услышать.
Можно ли что-то понять по каракулям малышей?
До пяти лет анализировать рисунки бессмысленно – дети в основном изучают цвета, учатся пользоваться карандашами, мелками, красками, учатся различать оттенки. На этом этапе ребенок рисует каракули, непонятные никому, кроме него самого, и единственное, что нужно делать – знакомить его с новыми художественными средствами, хвалить и поощрять его тягу к рисованию. Даже если «головоноги» (кружки с палочками) совсем не похожи на семью, которую, как он сказал, он изобразил. А вот после пяти лет рисунки могут рассказать очень многое, потому что становятся эмоциональными.
Основные темы рисунков и о чем они могут рассказать
- Семья. Такой рисунок расскажет о том, как обстоят дела внутри семьи. Обратите внимание на то, кого ребенок включает в состав семьи, кого рисует, а про кого постоянно «забывает». Очень хорошо, если на рисунке вся семья в сборе, но бывает так, что ребенок изображает просто дом, в котором не видно ни одного человека. Это явный знак, что ребенок чувствует себя одиноко и не находит нужного понимания в семье, видит ее враждебной. Еще один важный момент – настроение людей на рисунке. Хорошо, если они улыбаются и держатся за руки. Если они грустят, ругаются или прячутся, это знак, что ребенок видит и чувствует внутренний конфликт, который оказывает на него сильное влияние. Рост и размер фигур может показать, кого ребенок считает главным и более значительным в семье.
- Человек. Часто в нем ребенок отражает себя, свои чувства и эмоции. Если части тела прорисованы хорошо, ребенок старается сделать одежду красивой, это показывает его цельное самовосприятие и заботу о себе. Если человек улыбается, веселится, гуляет в компании друзей – это хороший знак. Если ребенок изображает себя меньше других фигур или поодаль от них, это говорит о сложностях в общении, неуверенности и низкой самооценке.
- Ситуационные рисунки. Когда ребенок рисует себя в школе, в детском саду, в гостях, у врача, можно понять, как он себя ощущает в этих ситуациях. Напуган ли он, рад ли, чувствует ли уверенность и множество других подробностей. Спросите ребенка, почему он изобразил себя так, что он чувствует, почему ему весело или грустно, о чем говорят люди на рисунке (друзья, воспитатели, врачи) и что он чувствует по этому поводу. Такой разговор поможет намного лучше понять ребенка и его чувства.
В каких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту
- Ребенок слабо нажимает на карандаш. Если у ребенка старше 5-6 лет линии нечеткие, он не может закрасить область, выходит за контур или совсем не доходит до него при закрашивании, это может указывать на расстройства нервной системы, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, проблемы с мелкой моторикой. Лучше обратиться к педиатру.
- На рисунке изображены внутренние органы. Не стоит беспокоиться, если ребенок рисует на человечках сердечки, или если он рисует органы после того, как рассматривал картинки в энциклопедии, где рассказывается о том, как устроен организм человека. Но если изображения органов появляются регулярно и не связаны с внешними причинами, лучше обратиться к психологу, чтобы понять причину такого явления. Часто оно связано с агрессией, направленной внутрь себя.
- Части тела на рисунке разрознены. Если руки и ноги отделены от туловища и будто не связаны друг с другом, и у ребенка не получается цельный рисунок, это может говорить о внутренних противоречиях, нарушении целостности восприятия себя, деорганизации и нарушениях в психическом развитии. Точную оценку ситуации может дать только врач.
- Множественные повторения. Ребенок постоянно повторяет один и тот же рисунок с одинаковым расположением предметов, оттенков и элементов, может говорить о ситуации, которая постоянно беспокоит ребенка, о психологической травме, которую он подсознательно пытается проработать и пережить, но у него это не получается. Такие зарисовки – способ дистанцироваться от проблемы, перевести ее из реальности в плоскость рисунка. Это своего рода защитный механизм психики.
- На рисунках нет людей и животных. Рисунки, на которых присутствуют только неодушевленные предметы, могут указывать на сложность в общении и построении отношений, а также довольно часто встречаются у детей с неврологическими нарушениями аутического спектра.
- Акцент делается на агрессию. У животных большие и острые зубы, оружие, взрывы, разрушенные дома, стрелы, направленные на человека, черные и красные цвета – все это проявления скрытых страхов и агрессии у ребенка, как реакции на стресс, пережитые потрясения или сильные впечатления от ситуаций. Поговорите с ребенком, спросите, чего он боится, что его беспокоит, что раздражает и злит, что произошло и как он себя чувствует.
- Изображаются люди с травмами. Это может быть отражением собственного страха или физической боли, о которой ребенок молчит. Посмотрите, где расположены травмы у людей на рисунках, и осмотрите ребенка – возможно, именно этими местами он ударился или получил ссадину.
- Ребенок полностью отказывается рисовать. Если ребенок раньше любил рисовать, а теперь наотрез отказывается – это сигнал о сильной эмоциональной травме. Возможно, кто-то негативно высказался о его рисунке, оскорбил, унизил? Или он недавно получил наказание, не соразмеряемое проступку, и теперь боится делать что-либо, чтобы ситуация не повторилась? В таком случае нужно поговорить сначала с ребенком, поддержать его, а если это не поможет – вместе обратиться к детскому психологу. Если же ребенок в целом отказывается рисовать, это может быть признаком плохого развития мелкой моторики, из-за чего ребенку неудобно или неприятно рисовать.
Психологический комфорт ребенка – важный вопрос для любого родителя, будь он родной или приемный. И не только родителя – наш благотворительный фонд не только оказывает материальную помощь детям, но и помогает им развиваться, становиться самостоятельными, уверенными и сильными. Приемные дети в семье часто сталкиваются со страхами, неуверенностью, недоверием – и наша общая задача, чтобы они снова научились верить в лучшее, чувствовать себя в безопасности и могли расти и развиваться гармонично. Социальная помощь детям – это целый комплекс помощи, создающий для них комфортные условия жизни и развития. Вы тоже можете помочь детям, став спонсором наших программ помощи!