О чем говорит рисунок ребенка?

Рисунок малыша – это зеркало его душевного состояния, его волнений.

Дети обожают рисовать, и изображают все подряд – от собственных фантазий до всего, что он видел и запомнил. И именно через рисунки можно понять, о чем переживает ребенок, чему он научился, что его беспокоит и что дарит ему ощущение счастья. Через рисунки ребенок может о многом рассказать своим родителям, главное – уметь увидеть и услышать.

Можно ли что-то понять по каракулям малышей?

До пяти лет анализировать рисунки бессмысленно – дети в основном изучают цвета, учатся пользоваться карандашами, мелками, красками, учатся различать оттенки. На этом этапе ребенок рисует каракули, непонятные никому, кроме него самого, и единственное, что нужно делать – знакомить его с новыми художественными средствами, хвалить и поощрять его тягу к рисованию. Даже если «головоноги» (кружки с палочками) совсем не похожи на семью, которую, как он сказал, он изобразил. А вот после пяти лет рисунки могут рассказать очень многое, потому что становятся эмоциональными.

Детский рисунок.

Основные темы рисунков и о чем они могут рассказать

  • Семья. Такой рисунок расскажет о том, как обстоят дела внутри семьи. Обратите внимание на то, кого ребенок включает в состав семьи, кого рисует, а про кого постоянно «забывает». Очень хорошо, если на рисунке вся семья в сборе, но бывает так, что ребенок изображает просто дом, в котором не видно ни одного человека. Это явный знак, что ребенок чувствует себя одиноко и не находит нужного понимания в семье, видит ее враждебной. Еще один важный момент – настроение людей на рисунке. Хорошо, если они улыбаются и держатся за руки. Если они грустят, ругаются или прячутся, это знак, что ребенок видит и чувствует внутренний конфликт, который оказывает на него сильное влияние. Рост и размер фигур может показать, кого ребенок считает главным и более значительным в семье.
  • Человек. Часто в нем ребенок отражает себя, свои чувства и эмоции. Если части тела прорисованы хорошо, ребенок старается сделать одежду красивой, это показывает его цельное самовосприятие и заботу о себе. Если человек улыбается, веселится, гуляет в компании друзей – это хороший знак. Если ребенок изображает себя меньше других фигур или поодаль от них, это говорит о сложностях в общении, неуверенности и низкой самооценке.
  • Ситуационные рисунки. Когда ребенок рисует себя в школе, в детском саду, в гостях, у врача, можно понять, как он себя ощущает в этих ситуациях. Напуган ли он, рад ли, чувствует ли уверенность и множество других подробностей. Спросите ребенка, почему он изобразил себя так, что он чувствует, почему ему весело или грустно, о чем говорят люди на рисунке (друзья, воспитатели, врачи) и что он чувствует по этому поводу. Такой разговор поможет намного лучше понять ребенка и его чувства.

В каких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту

  • Ребенок слабо нажимает на карандаш. Если у ребенка старше 5-6 лет линии нечеткие, он не может закрасить область, выходит за контур или совсем не доходит до него при закрашивании, это может указывать на расстройства нервной системы, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, проблемы с мелкой моторикой. Лучше обратиться к педиатру.
  • На рисунке изображены внутренние органы. Не стоит беспокоиться, если ребенок рисует на человечках сердечки, или если он рисует органы после того, как рассматривал картинки в энциклопедии, где рассказывается о том, как устроен организм человека. Но если изображения органов появляются регулярно и не связаны с внешними причинами, лучше обратиться к психологу, чтобы понять причину такого явления. Часто оно связано с агрессией, направленной внутрь себя.
  • Части тела на рисунке разрознены. Если руки и ноги отделены от туловища и будто не связаны друг с другом, и у ребенка не получается цельный рисунок, это может говорить о внутренних противоречиях, нарушении целостности восприятия себя, деорганизации и нарушениях в психическом развитии. Точную оценку ситуации может дать только врач.
  • Множественные повторения. Ребенок постоянно повторяет один и тот же рисунок с одинаковым расположением предметов, оттенков и элементов, может говорить о ситуации, которая постоянно беспокоит ребенка, о психологической травме, которую он подсознательно пытается проработать и пережить, но у него это не получается. Такие зарисовки – способ дистанцироваться от проблемы, перевести ее из реальности в плоскость рисунка. Это своего рода защитный механизм психики.
  • На рисунках нет людей и животных. Рисунки, на которых присутствуют только неодушевленные предметы, могут указывать на сложность в общении и построении отношений, а также довольно часто встречаются у детей с неврологическими нарушениями аутического спектра.
  • Акцент делается на агрессию. У животных большие и острые зубы, оружие, взрывы, разрушенные дома, стрелы, направленные на человека, черные и красные цвета – все это проявления скрытых страхов и агрессии у ребенка, как реакции на стресс, пережитые потрясения или сильные впечатления от ситуаций. Поговорите с ребенком, спросите, чего он боится, что его беспокоит, что раздражает и злит, что произошло и как он себя чувствует.
  • Изображаются люди с травмами. Это может быть отражением собственного страха или физической боли, о которой ребенок молчит. Посмотрите, где расположены травмы у людей на рисунках, и осмотрите ребенка – возможно, именно этими местами он ударился или получил ссадину.
  • Ребенок полностью отказывается рисовать. Если ребенок раньше любил рисовать, а теперь наотрез отказывается – это сигнал о сильной эмоциональной травме. Возможно, кто-то негативно высказался о его рисунке, оскорбил, унизил? Или он недавно получил наказание, не соразмеряемое проступку, и теперь боится делать что-либо, чтобы ситуация не повторилась? В таком случае нужно поговорить сначала с ребенком, поддержать его, а если это не поможет – вместе обратиться к детскому психологу. Если же ребенок в целом отказывается рисовать, это может быть признаком плохого развития мелкой моторики, из-за чего ребенку неудобно или неприятно рисовать.

Психологический комфорт ребенка – важный вопрос для любого родителя, будь он родной или приемный. И не только родителя – наш благотворительный фонд не только оказывает материальную помощь детям, но и помогает им развиваться, становиться самостоятельными, уверенными и сильными. Приемные дети в семье часто сталкиваются со страхами, неуверенностью, недоверием – и наша общая задача, чтобы они снова научились верить в лучшее, чувствовать себя в безопасности и могли расти и развиваться гармонично. Социальная помощь детям – это целый комплекс помощи, создающий для них комфортные условия жизни и развития. Вы тоже можете помочь детям, став спонсором наших программ помощи!

Способы пожертвований
Онлайн
Через ЕРИП
По телефону
По SMS/USSD
Платеж в банке
Оплати
Donate from abroad
Онлайн
Введите желаемую сумму и выберите способ оплаты Внимание! Возврат денежных средств не осуществляется.

Безопасный сервер WEBPAY устанавливает шифрованное соединение по защищенному протоколу TLS и конфиденциально принимает от клиента данные его платёжной карты (номер карты, имя держателя, дату окончания действия, и контрольный номер банковской карточке CVC/CVC2).
После совершения оплаты с использованием банковской карточки - в нашем случае благотворительного пожертвовани в помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам и детям-инвалидам - просим вас сохранять полученные карт-чеки (подтверждения об оплате) для сверки с выпиской из карт-счёта (с целью подтверждения совершённых операций в случае возникновения спорных ситуаций).

Через ЕРИП

С помощью системы «Расчет» (ЕРИП) поддержать детей-сирот и детей-инвалидов стало еще проще. Как это сделать?

По телефону

Позвонив в поддержку сирот и инвалидов на благотворительную телефонную линию по номеру 8-902-101-26-26, дождитесь слов благодарности за Ваши отзывчивость и добродушие! Стоимость звонка 3 белорусских рубля будет включена в счет оплаты за услуги телефонной связи. Это и станет Вашим благотворительным пожертвованием. Обращаем внимание на тот факт, что звонок могут делать только физические лица со стационарного домашнего телефона.

 

По SMS/USSD

Абоненты МТС или life:) могут воспользоваться коротким номером *222*2#(вызов). При его наборе сумма пожертвования с номера МТС - фиксированная, 2 белорусских рубля. Абоненты life:) могут перечислить в помощь социальным сиротам и детям-инвалидам на выбор 1, 2 или 5 рублей. Обращаем внимание абонентов МТС: если вы подключены к корпоративному тарифу, отправить благотворительный USSD-запрос не получится. Абоненты  life:) могут сделать пожертвование на всех тарифных планах, кроме корпоративных.

Абоненты МТС и life:) могут также отправить SMS на короткий номер 553 с содержанием "519 ФИО сумма". 
Пример SMS: 519 БелокопытовСергейЛеонидович 15.
*Фамилия и инициалы в сообщении набираются без пробела.

Поддержку SMS-сервиса оказывает система мобильных платежей iPay.

Абоненты А1 также могут воспользоваться коротким номером *222*30#(вызов). При отправке такого USSD-запроса можно пожертвовать на выбор - 2, 5 или 10 белорусских рублей. Есть и еще один способ оказать поддержку социальным сиротам или детям-инвалидам: отправить SMS на короткий номер 3030. Сумма пожертвования в таком случае фиксированная - 2 белорусских рубля.
Обращаем внимание абонентов A1: данные услуги доступны только для физических лиц, за исключением абонентов линейки тарифных планов с предоплатой.

 

Платеж в банке

Расчетный счет № BY83 BPSB 3015 1551 2801 0933 0000 в Региональной дирекции №700 ОАО «БПС-Сбербанк», Минск, пр-т Машерова, 80, BIC BPSBBY2XПолучатель: БОО «БлагоДарим». Назначение платежа: На организацию помощи детям-сиротам и детям-инвалидам. УНП 194903242. Подробно смотрите тут.

Оплати

Для того чтобы поддержать детей-сирот и детей-инвалидов, просто отсканируйте QR код через приложение «Оплати».

Donate from abroad

Dear donor,

All international money transfers shall contain the following information about the sender (payer): full name, account number (if unavailable – transaction number), place of residence (stay), identification document information. In case the money sender (payer) is a sole trader, then the tax identification number (if any) shall be indicated. More information

Обратная связь
Стать партнером
Стать волонтером