Этим вопросом задаются родители едва ли не с рождения ребенка. Сейчас он плачет, а через минуту смеется, расстроен, а потом счастлив и беззаботен.
Эмоции и мысли ребенка – загадка для взрослого, ведь мы мыслим категориями и шаблонами, к которым привыкли, которые выработали за долгие годы жизни, в которых закоренели. Восприятие ребенка – нечто уникальное, непонятное для нас, и из-за этого взрослые иногда впадают в ступор, а иногда и начинают злиться, ведь понять ребенка порой бывает почти невозможно. Но о чем же на самом деле думают дети?
Детей многие называют чистыми и непорочными существами, но дело здесь не в религиозных аспектах. Дети не злы по своей природе – обозлить их может только плохое отношение, травля, отсутствие любви и справедливости. У детей обострено чувство прекрасного: они радуются мелочам, даже красивый листик, найденный на прогулке, может поднять им настроение, радуга на небе – подарить ощущение счастья. Они постоянно видят прекрасное в том, что для нас скучно и обыденно.
Дети думают об играх, о веселье, о волшебстве, о хороших моментах – их мышление построено не на негативном, а на позитивном восприятии действительности. Поэтому дети быстро забывают неприятные моменты, такие как разбитая коленка или сломанная игрушка, зато долго помнят моменты счастливые и светлые. Поэтому большую часть времени ребенок действительно думает о хорошем и старается хорошо проводить время, пусть даже иногда это шумно и может раздражать родителей. Просто поймите, что ребенок старается быть счастливым, и не стоит ему мешать – он еще успеет увидеть негативные стороны жизни, но именно позитивное мышление позволяет им вырасти в здоровую и полноценную личность, способную самостоятельно позаботиться о собственном счастье.
Тогда почему дети часто так горько плачут, если они так счастливы? Все очень просто – дело в обостренном восприятии и жизненном опыте. Например, взрослый человек, если поскользнется и разобьет коленку, будет волноваться не столько о ранке на коже, столько о том, что порвались любимые и удобные джинсы, что придется весь день ходить с дыркой на коленке, что само падение было неловким на глазах у людей. В общем, подход к вопросу сугубо практический – неприятный инцидент сам по себе не неприятен, он был вероятен в сложившихся погодных условиях, а вот материальные последствия раздражают и портят настроение.
А о чем думает ребенок, когда падает и разбивает коленку? Ему обидно, что он упал, и обидно, что ему больно. Он не думает об одежде, не думает о том, что упал неловко и некрасиво. Ему просто обидно, что с ним случился инцидент, и обидно, что это было больно. Но как только боль утихнет, инцидент забудется, а ранку он будет показывать друзьям и рассказывать, как он сильно упал, и даже не заплакал. Инцидент исчерпывается, как только перестает быть больно, зато ребенок сразу начинает искать в этом и положительные стороны.
Таков детский подход к проблемам. Они важны и причиняют беспокойство только в моменте, когда проблема происходит, будь то сломанная игрушка, побитые коленки, укус пчелы, ссора с другом, падение с велосипеда… Дети остро переживают свои маленькие трагедии в моменте, и так же быстро избавляются от их последствий, так как не умеют долго злиться или обижаться. Коленка перестанет кровить, игрушку починят родители или купят новую, с другом уже через пару минут они будут снова вместе играть, и то, что было раньше, станет не важно.
Но это не значит, что на плач и обиду ребенка можно не обращать внимания. Важно понимать, что для малыша падение в момент, когда болит коленка – настоящая трагедия. В его жизненном опыте нет более тяжелых ситуаций, нет долгоиграющих последствий и сложностей. Поэтому такое происшествие для него действительно трагично, пока оно актуально. Простая поддержка и забота позволяют пройти этот момент становления без психических травм. Ребенку ведь не важно, насколько серьезна его проблема в глазах взрослых, и какие она будет иметь последствия – он этого просто не понимает. Но зато он отлично понимает, что родители ему помогут и поддержат во всем, начиная от злополучной разбитой коленки. Помните – ребенок не обязан вас понимать, но вы должны понимать ребенка. Так формируется здоровая эмпатичная личность.
Дети обожают фантазировать и мечтать, в их сознании целые фантастические миры с невообразимыми животными и воображаемыми друзьями. Ребенку очень важно мечтать, и очень важно, чтобы родители не пытались его «приземлить», окунуть с головой в суровую реальность и в аспекты, для которых еще не пришло время. Именно мечты помогают в будущем формировать цели, иметь мотивацию для их достижения. А в детстве фантазии помогают справляться со стрессами, превращать скучное время в увлекательное приключение и развиваться естественно и гармонично. Не ругайте ребенка за то, что он много мечтает, не смейтесь над нереалистичностью его фантазий – порой для ребенка сама мечта куда важнее, чем реальная перспектива ее исполнения.
Каждого из нас воспитывали по-разному, и это накладывает свой отпечаток на отношение к ребенку. Например, люди, которых родители слушали и понимали, к которым прислушивались, будут прислушиваться и к своему ребенку. Люди, потребности которых игнорировались, часто и сами игнорируют потребности ребенка, так как в их понимании отложилось, что это лишнее, это блажь, которую нельзя поощрять. Так и получается, что детские травмы проносятся не через года, а через целые поколения.
О каких же потребностях речь? Конечно, есть базовые потребности – качественная еда, своевременная медицинская помощь, образование, жилье, здоровый сон, теплая одежда. Но это то, в чем в принципе нуждается любой человек вне зависимости от возраста. Но есть и потребности более личные, глубинные.
Все дети нуждаются в любви и заботе – они беззащитны перед миром, и им нужна твердая опора, чтобы расти, развиваться и становиться самостоятельнее. И родители должны быть эмпатичны к потребностям ребенка, именно потребностям, а не капризам. Потребность в том, чтобы выслушали, потребность в понимании и прощении, в поддержке, в безопасном знакомстве с миром, в объяснении непонятного и пугающего. Важно понимать, что многие родители даже не представляют, насколько дети в них нуждаются, насколько их любовь и внимание фундаментально важны для него. Будьте терпеливы, будьте внимательны и открыты, и ребенок будет отвечать вам тем же всю жизнь, ведь нет ничего крепче, чем здоровая эмоциональная связь, основанная на заботе, любви, понимании и принятии.
Наш благотворительный фонд оказывает социальную помощь детям, и мы постоянно наблюдаем за их поведением, за тем, как они растут, в чем нуждаются. Мы помогаем им получить то, что необходимо для жизни, но материальная помощь детям – не все, что нужно для их счастья. Воспитание приемных детей и родных детей не отличается в том, какую роль играет понимающий взрослый в их жизни – пусть вы не кровные родственники, но вы можете быть максимально близки морально и эмоционально. Органы опеки и попечительства в Республике Беларусь ведут активную работу с приемными родителями, оказывают им консультационную и психологическую поддержку, сами функции опеки и попечительства подразумевают не только материальную, но и моральную заботу о детях. Но именно от родителей зависит, насколько ребенок будет счастлив в будущем.