«Почему он на коляске?» Как объяснить ребенку, что такое инвалидность?
Несмотря на то, что взрослых и детей с инвалидностью достаточно много, родители не всегда находят слова для того, чтобы поговорить со своим ребенком на эту тему. А ведь малыши живо и непосредственно интересуются, почему дядя едет на коляске, а соседский мальчик выглядит очень странно. А взрослые могут растеряться и не придумать ничего лучше, чем «не смотри туда, это некультурно». Так как же рассказать ребенку о людях с особенностями?
Печально осознавать, что проблема часто кроется не в детях, а в их родителях. Взрослые, завидев «не такого» ребенка на детской площадке, молча уводят своего сына или дочку, нередко они сами подвержены заблуждениям. Значительная группа людей с инвалидностью отличается тем, что им нужна доступная среда, но они не больны заразными инфекциями, не опасны, и даже могут отличаться более позитивным отношением к жизни (к примеру, дети с синдромом Дауна). Если в вашей семье у кого-то хронические заболевания или инвалидность, не стесняйтесь говорить с этим с ребенком (на понятном ему уровне и без лишних подробностей).
У людей может быть разный цвет волос, глаз, кожи. Кто-то ходит, а кому-то для перемещения нужна палочка или коляска – так бывает. Дедушка не может быстро подняться по лестнице, так как он старенький, но он очень много знает и умеет. У всех людей есть свои плюсы и минусы, особенности и странности. И если ребенок будет понимать это, то и инвалиды не вызовут у него повышенного интереса.
Если в общественном месте малыш показывает пальцем на незрячего человека с тростью или на женщину в коляске, не повышайте голос, а спокойно объясните, что люди бывают разными, некоторые из них не могут ходить или видеть. Тогда у ребенка не будет создаваться впечатление, что быть инвалидом – это настолько позорно, что об этом нельзя даже говорить.
Смех – это естественная реакция ребенка на то, что выглядит странным. Но когда взрослые расскажут ему, что случилось, возможно он поймет, что вести себя так некрасиво. Пусть ребенок представит себя на месте человека с инвалидностью и подумает, было ли ему приятно, если бы над ним смеялись. Также хорошо, если ребенок будет осознавать, что каждый из нас волей судьбы может стать инвалидом, например, попасть в аварию, поэтому отношение в обществе к людям с инвалидностью касается нас всех.
Например, если ребенок увлекается супергероями, можно поговорить о том, что многие из них в нашем мире считались бы инвалидами: они странные, отличаются от других людей, могут менять цвет, размер, иногда даже не по своему желанию. Можно также рассказать про известных людей с инвалидностью (например, Стивена Хокинга или незрячего Стиви Уандера). Так ребенок поймет, что инвалидность – это не стыдно.
Замечательная идея – воспитывать в ребенке неравнодушие. И благотворительность является хорошим способом развивать в малыше чувство ответственности. Объясните, что социально-педагогическая помощь детям, а также материальная поддержка, оказывается государством. Но не всегда у государства есть возможность решить все проблемы, ведь поддержка нужна и взрослым, и детям, и стареньким, и больным, а ресурсов не так много. Вместе с ребенком вы можете оказывать помощь детям-инвалидам через пожертвования и другие формы поддержки. Тогда, уже будучи взрослым, ребенок точно не будет смеяться с человека с диагнозом ДЦП, не пройдет мимо плохо видящего человека, который дезориентирован, будет осознавать необходимость строительства пандусов и многое другое.